Обзор газеты «Поэтоград», № 6, 2022Газета «Поэтоград», в частности № 6, 2022, предлагает разные огни поэтической современности: вот Юрий Хрычёв поднимает факелы сонетов, доказывая что… в почти вечной этой твердой форме возможны лепестки нового огня:
Поэзия и проза — два конца
Очеловеченной веками речи, Как у медали два лица, Как у лопаты лезвие и плечи. Однако есть ученые, толкуя ловко Суть истины, стараются пресечь… Как будто это просто свитая веревка И, как свечу, ее с конца любого можно жечь. Хрычёв работает именно с сонетной формой: забираясь в своеобразные метафизические дебри, прорубая в них еще не прорубленные дороги, создавая собственный феномен сонета…
…Свет – коренное понятие бытия; думается – за видимым светом есть некий метафизический, и Ирина Голубева, запуская в действительность корабль «Баллады о свете», словно стремится расшифровать коды того – таинственного, не доказуемого, но ощущаемого многими… Есть в балладе соль глобальности, недаром начинается она с величественной небесной лестницы: Вечерние лучи по дремлющему древу
спускаются и тают в отблесках костра. Высоко надо мной скучающая Дева соседских Гончих Псов уводит со двора. И где-то между тем костром и мной, и Девой, в том треугольнике средь скошенных углов земное притяженье гаснет то и дело но чувствуешь губами притяженье снов. Разные мотивы звучат внутри баллады, но суммарно согласованы они в цельность и единство произведения, разворачивающегося все шире и шире, забирающего все больше и больше деталей мира…
Деталей – пронизанных светом. Какова она – реальность? Каждый поэт исследует ее стихом – в том числе, и волны оной могут поражать, и отвращать, радовать и печалить. Вот как увидела Екатерина Яковлева: Смотри перед собой, не видишь разве?
Реальность, как пощечина, бодрит, Я омрачил присутствием ваш праздник — Вы превзошли фальшивости лимит. Готов ли ты принять мою личину? Она бледна, как кожа мертвеца, Донельзя безобразная картина, Мне очень жаль — реальность такова. Есть в поэзии Яковлевой своеобразная мистика: желание прикоснуться к запредельности, но это дается через конкретику мира, раскрываемого в разнообразии деталей, ракурсов, ощущений:
Стальные спицы проникают в мозг,
Ты зафиксирован в надежном положеньи, И разум, продырявленный насквозь, Передает картинки с искаженьем. Перед глазами пробегает рябь, И спицы глубже увязают в плоти, Ты слышишь, что с тобою говорят, Но до рассудка это не доходит. …Интересен исторический поворот, предлагаемый Андреем Тороповым: своеобразное толкование одного из коренных событий русской истории, раскрывающееся противоположностью ставшей расхожей фразы: декабристы, мол, разбудили…
Декабристы Герцена не будили,
Надоело жить им в тоске-рутине. Потому что были они – дворяне, Не хотели быть они, как мещане. Жажда жизни в поэзии Любови Берзиной выражена посредством вроде бы не броского, такого человеческого, такого простого желания:
Как хочется еще
Пустую жизнь продлить, Не расставаться с веком. По улице пройтись, В кафе вина попить С любимым человеком. Как хочется отдать Невидимую дань Волнению и лени. И чтоб всю ночь в окно Струилось и текло Дыхание сирени. Яркая красота ее поэзии собирает предметы и явления столь обыденные, столь желанные, что сложно возразить что-то разворачивающемуся стиху.
«Вы любите?» – поэтический вопрос Клементины Кручинской словно раскрывается перечислительным рядом того, что невозможно не любить: Вы любите айвовое варенье?
Горячий хлеб и крепкий чай? Он поднимает настроенье. Ты пей его, в душе крепчай! Хрустящий хлеб и масло с сахаром, Восточный кофе с теплотой. Он — будто встреча с дедом-знахарем, Он раздает душе покой! Метафизический финал стихотворения говорит о мудрости восприятия жизни, где и сладости оказываются чреваты:
И каждый раз, вдыхая сладости,
Иль пробуя их терпкий вкус, Ты вспоминай, что эти радости Подъем уводят в легкий спуск. В поэзии Кручинской много красок, вспыхивают красные огни, плещет темперамент, исследуется жизнь – под облаками.
Жизни много, света много в поэзии, представляемой очередным номером «Поэтограда». Вглядывайтесь в огни! Александр БАЛТИН
|