Обзор газеты «Поэтоград», № 7, 2022…Точно имена месяцам – свои, волшебно-поэтические, мерцающие разными оттенками словесных огней, дает Людмила Саницкая, созидая собственный поэтический космос:
Мне было б жаль оставить этот снег
И перехлест ветвей витиеватый. У февраля я в детях виноватых — Не оправдавших, не свершивших, не… Таков (разумеется, разворачивающийся дальше) февраль в исполнении Саницкой; снег – частый гость в ее стихотворениях; и есть в этом гостевании аристократическое благородство, отливающее драгоценным старинным серебром
«Рождество», открывающее подборку, опубликованную в 7 номере «Поэтограда» (издатель-главный редактор Евгений Степанов), поет: У зимы драгоценны обновы,
Ее храмов светлы купола... И стоит в полушубке песцовом Красота, холодна и бела. И в душе ее заиндевелой Что-то теплится в снежном плену, Что-то тает Снегурочкой белой И поет, и пророчит весну. Мелодии Саницкой узнаваемы, и волнообразный их накат красив.
Развернутся калейдоскопами весенние месяцы, с особенным маем: уже летним; а лето всегда дает ощущение праздника, словно в детство вернулся: Город летнюю жизнь
после долгой зимы начинает, просыхая от луж, зеленея побегами лип. Свою летнюю жизнь вместе с городом я сочиняю из разрушенных сказок, смешения красок и лиц. И
Плавно разворачивая свой календарь, Саницкая создает широкие панорамы бытия; и живописные ассоциации – например, с великолепным Часословом братьев Лимбургов – вполне логичны, ибо мир поэта включает слоение многих искусств. …Страшно и красиво – страшной красотой – вспыхнет «Аутодафе» Бориса Борукаева: Сжигали девушку в испанской Сарагосе.
Когда огонь коснулся ног ее и платья, истошный вопль, что перекрыл многоголосье, послал убийцам и мучителям проклятье. Вокруг на площади взиравшая орава вся завелась до исступленного надрыва. Сжигали девушку. В нее вселился дьявол. Поскольку дьявольски была она красива. Сильно совмещены адские стороны средневековья и современность, где, хоть и не бывает подобного явления – все же человечество духовно немного подросло, чтобы отказаться от этаких «развлечений» – но обилие злоязычного зла известно…
Метафизические линии прокалывают большинство поэтических произведений Борукаева; поэт, используя их, словно штудирует реальность, предложенную окрест: Когда преступник был казнен,
общественность вскипела: пусть даже был виновен он и получил за дело, но целиком его ль вина, ясна ли тут картина. Возможно, даже не одна тому была причина. И «Паучок» становится закономерным персонажем поэта; и жесткие определения жизни и смерти логичны в недрах выстраиваемой им образной системы:
А жизнь — благословение на муки.
А смерть — от них единственное средство. Татьяна Северинова, представленная тремя стихотворениями, мир свой раскрывает пестрой смесью плача и счастья, философского осмысления данности, оттенков грусти и нот небесного полета:
Не проси у ворона крылья —
Они еще нужны ему. Не зови с собой меня — Нам больше не по пути. Не лови в лесу ты зверя — Его дни все равно сочтены. А если пытаешься искренне Остаться здесь, у реки, То знай, что не больно мне… Охотник умрет со стрелой в груди. Своеобразен элемент абсурда, завершающий стихотворение, вспышка которого демонстрирует ярко-женское восприятие действительности.
Ковер жизни своей, тонко соплетая линии словес, предложит Галия Абдулина: Я из своей жизни
Сделаю ковер. Лучшие все мысли Соберу в узор. И вложу в узоры Красоту земли, Чтоб людские взоры Отдыхать могли. Высокое предназначение поэзии и в этом: чтобы взоры, в которых отражаются души, могли отдыхать…
Остро и нежно дана материнская тема: Качает мать ребенка в колыбели
И тихо песню колыбельную поет. Всю ночь в лесу качает ветер ели, И ветер по полю гуляет и ревет. Пусть за окном метель с утра бушует, Но в доме матери уютно и тепло. И мать ребенка обнимает и целует В родное и прекрасное чело. Чудесно распускаются поэтические цветы «Поэтограда», и много оттенков жизни в их сияющих на солнце духа лепестках.
Александр БАЛТИН
|