Обзор журнала «Литкультпривет!», № 8, 2022Крепкая соль стоической интонации:
Я понемножку ухожу,
Мы все уходим понемножку. Присядем, что ли на дорожку, Я на закат свой погляжу. Таких нигде не увидать, Нигде таким не наглядеться. Пойти теплей что ли одеться, Под вечер стало холодать. Мудрость, обретенная годами жизни, пропущена через краткие – как правило – стихи Сергея Прохорова: энергетически-сильные, мускульно-объемные.
Да, все уходим, но оставить поэтический отчет о пребывании здесь, на земле, в недрах вращения юлы юдоли, дорогого стоит. А еще в поэзии Прохорова есть обаятельный юмор. Юмор и метафизика интересно сплетаются нитями общего орнамента в поэзии этого автора: Спину выгнул и тут же вогнул:
Вот, беспечность! И в девятый десяток шагнул, Словно в вечность. Август – месяц зрелости, и августовский номер «Литкультпривета!» доказывает это, в том числе поэтическим отбором-подбором.
…Мудрая легкость, с которой подает материал жизни постоянный автор журнала Евгений Степанов, завораживает, особенно учитывая тяжесть и сложность темы стихотворения: Мама, Жорик, Витька, дед
Прожили немного лет. Почему – не дам ответа. Но у Бога мертвых нет, Но у Бога мертвых нет – Я отныне знаю это. Знание, открытое поэту, переливается солнцем таинственности: как сие знание получить в ощущениях тут, в трехмерном мире, когда физическая смерть, очевидно, перемещает в иные измерения?
Стих Степанова раскроется мистическим цветком, выпускающим немало света в наш земной мир, полный трагедий и скорби. Картина жизни, данная через изменения сознания, вырисовывается впечатляюще, и мощная сила небольшого (по размерам) стихотворения непроизвольно заставляет сопоставлять собственный опыт с предложенным поэтом: Текут бесконечные бражные реки.
Наверное, нет полноводнее рек. Когда алкоголь говорит в человеке, То это не сам говорит человек. Когда говорит в человеке досада И гнев проникает в рассудок, как спам, Я твердо уверен, что лучше не надо Внимать раздраженным, сердитым словам. Молчание лучше любой перебранки. Парировать стоит ли галиматью? …Я тоже когда-то ругался по пьянке, Но лет двадцать пять, слава Богу, не пью. Евгений Степанов в равной мере сильно работает и в мирах регулярного стиха, и в пространствах верлибра.
Последний тяготеет у поэта к афоризму; и как хорошо прочитать – словно вдохнуть: после молитвы
дышать легче как после дождя Прекрасной россыпью мудрости, веселости, афористичности, муаровой грусти, палевой печали проявятся четверостишия Николая Ерёмина:
День болезненно входит в меня…
Вновь я болен заботами дня… И вздыхает подружка-душа: – Ах, как ночка была хороша! Тонкая точность ювелирным вектором рассекает сознание…
Много – о душе, то есть о сущности, сердцевине бытия: Не унывай, душа моя, не надо!
Иная нас ждала с тобой награда… И, может, ждет, унынью вопреки… А мы с тобой – в печали… Чудаки! И – много световых лучений исходит от поэзии Николая Ерёмина.
…Интересно сплетается научное и ироническое в поэзии Петра Свистунова, точно соприкасаются разные миры, плотно входя в пазы друг другу: Пусть жизнь раздает нам пендели,
Пусть мир сотрясет до основ… Мы все по законам Менделя Дети своих отцов. Желая быть волей крепким В эпоху крутых перемен, Я верю – от славных предков Мне нужный достался ген. Таковы различные огни «Литкультпривета!»; и наличие их в оном мире если и не настраивает на оптимистический лад (ибо мир, как показывает жизнь, не изменишь поэзией), то дает временную отраду.
Александр БАЛТИН
|