![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Писатели о «Ковидной больнице» Евгения СтепановаУрок преодоленияПоздравляю тебя с юбилеем творческой деятельности! Без твоей
многогранной деятельности невозможно представить современный литпроцесс – это неоспоримо! Добрался до твоего ковидного дневника. Урок преодоления. Стихи очень трогают. Сергей БИРЮКОВ
Как ты один умеешьТолько что прочитал я в журнале «Дети Ра» твою «Ковидную больницу». И говорю тебе сейчас – вот что. Прошел ты сквозь невероятные мучения. Но ты выжил. Ты вновь победил. Это потому, что желание победы живет в твоем сердце, в твоей душе, в твоем сознании – везде и всегда. Это потому, что ты очень светлый, по-настоящему талантливый, искренний, добрый, самоотверженный, трудолюбивый человек. Это потому, что ты – с Богом. Ты призван – к жизни, творчеству, своим непрерывным трудам. Ты добр и внимателен к людям. Я твердо знаю, что ты – один из лучших людей России. Живи долго. Пиши свои стихи и прозу. Работай так, как ты один умеешь. Радуйся всем приметам бытия. Ты – созидатель. И все этим сказано. Россия без тебя уж точно неполная. Ты ей необходим. Как и она тебе необходима. На таких, как ты, земля держится.
Желаю тебе крепкого здоровья и всего самого хорошего и доброго. С Богом! Владимир АЛЕЙНИКОВ
Мистерия «Ковидной больницы» Евгения Степанова…Слово, оформленное художественно, имеет свойство оставаться.
Хроника жизни, мужественной борьбы со смертью, трагедии, противостояния болезни… так разворачивается «Ковидная больница» (см. «Дети Ра», № 3, 2022) Евгения Степанова, своеобразная поэма, или – своеобычная комбинация стихов, прозы, заметок, портретов поэтов, врачей… Эмоциональные всплески чередуются сухой подачей фактов. …Философический лиризм верлибра, помещенного ближе к финалу поэтической мистерии, завораживает своей стоической нежностью: Я умру.
И мои страдания закончатся. То есть страдания не вечны. И, может быть, Господь даже даст нам возможность встретиться. Я расскажу тебе, что до последнего выполнял все твои поручения и помогал всем нашим. Я знаю точно: мы все — единое целое. Декларированное знание высоко, как космос, как надежда на вечную жизнь.
Дневник. Мистерия, начинающаяся констатацией того, что пережить невозможно, однако необходимо. Уход в мир иной самого близкого человека окрашивает горькими красками словесную мистерию, представляемую Евгением Степановым. Вспыхивают самоцветно стихи: Испита не до дна моя земная чаша.
Куда ни бросишь взор — повсюду ты, Наташа. Повсюду я с тобой, повсюду ты со мною. И сорок лет подряд жизнь не была иною. Но ты ушла туда, откуда нет возврата. Там старый серый кот бежит молодцевато. Там чистая вода и брызги водопада. И надо жить и жить, а умирать не надо. Мистерия длится, предлагая ряды словесных формул.
Возникают, изгибаясь дугами времен, верлибры, посвященные Чеславу Милошу, Валерию Брюсова: культурологический мир, предлагаемый Степановым, всегда густ и насыщен. Мистерия подхватывает планы дневника, словно облегчая их до небесной прозрачности; дневник снова заземляет мистерию, возвращая ее к материальной плотности боли, болезни, страдания… Воспоминания об Александре Тимофеевском перекрещиваются со смертью поэта. Возникают остро прописанные портреты врачей. Потом – портреты запахов, нежно и властно возвращающихся после ковида. Коридоры больницы мерцают неизвестным. …Вибрирует раскаленная нить воспаленного вопроса: Есть ли в мире хоть одна счастливая судьба? А напрашивающийся ответ рифмуется со словом «свет»… Но – надо выстоять. Поэт выстоял. …Мистерия вздымается словесными колоннами, завораживая многим… Александр БАЛТИН
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |