Обзор газеты «Литературные известия», № 8, 2022…Тонкая красота изящно изогнутого верлибра связана с непрестанной работой мысли и благородством словесного рисунка:
родина
запах мороза ранним утром первый снег на еще желтых листьях а не ваши крики и не ваши флаги Скорее графика, нежели масло, но графика такой тонкости, что плетение орнаментов завораживает – видимой простотой, сквозь какую просвечивает глубина.
…В приведённом стихотворении дана альфа подлинного патриотизма, противопоставленного нелепости криков и флагов. Николай Милешкин, расшифровывая душу свою через верлибр, создаёт созвучия, тонко серебрящиеся, красивые, умные: все проходит
и проходит не пройдет никак образ мира сего Очередной, 8 номер газеты «Литературные известия» изобилует рецензиями, журнальными обзорами, интересно вылепленными эссе, изящно завершаясь литературным кроссвордом, чьи структуры выгнуты на манер этажей, ибо чтение подразумевает путешествие в высоту.
«Жили-были» называется подборка Евгения Степанова, словосочетание, просто и глобально характеризующее бездну бытия и бытования нашего в недрах вечного вращения юлы юдоли. Август почитаем мной особо.
Этот месяц нежен и медов. Август — августейшая особа, Обладатель сладостных плодов. Яблоки поспели, груши, сливы, Огурцы в колючей кожуре. …А часы бегут, нетерпеливы. Скоро будут ливни — в сентябре. Вкусные, медово-сладким-метафизическим соком наполненные стихи, кругло показывающие мир: такой привычный, вечно ускользающий в своей сути, бесконечно-новый.
Но и трагедия жизни заложена в поэзии Евгения Степанова – шероховатой правдой. Это поэзия, определяющая действительность так, что точнее не определишь: Было весело вначале, стало горестно потом.
Жили-были. Умирали. Умерли в дому пустом. Жизнь быстрей, чем легковушка, пронеслась, нажав на газ. Дед и бабушка-старушка умерли в ненастный час. Что-то нажили? Куда там! Жизнь несладкою была. …И патологоанатом вскрыл уставшие тела. Контрасты жизни просвечены мудрыми сгустками строк…
…Развернутся магические линии Константина Кедрова-Челищева, развернутся, сплетаясь в лабиринты; и мысль, проносящаяся над ними, исследует космос и нас в космосе: Два полюса устремлены друг к другу
Соединяясь элипсом земли Не удивительно что мы нашли друг друга Иначе бы мы не произошли Но откололись северный и южный И я остался никому не нужный Уже полгода я почти не плачу Решая невозможную задачу Невозможность решения задачи преодолевается бесконечностюь любви. Я думаю, что поэзия Кедрова-Челищева создаётся на энергии молитвы…
И рифмованным стихом, и верлибром представлен Андрей Шутов: Горький вкус ягоды-малины
уже не станет сладким. Каплей в море упадет соленая слеза. Точно увидено, сильно прочувствовано.
…Грусть, раскалывающая реальность, – а в сущности: излом трагедии: Улица Ленина.
Райкомовский дом. Мы жили там вчетвером. Был папа молодой И мама молодая. …Прошла пора золотая. Но – световая вспышка сильна; она озаряет душу сопоставимым опытом; и компактная мускульная сила стихотворения говорит о мере дарования поэта.
…Ветвится смыслами строка Светланы Паниной: Постоянный маршрут, глухо дышит живой перекресток,
вдоль Исети ленивой — аллеей фигуристых ив. Нет свободных скамеек, на этой с гитарой подросток, и фотограф-старик зачехляет уставший штатив. В бархатистом футляре банан и измятая сотня. Не касаясь струны, барабанит парнишка хип-хоп. Он читал, что огню помешал разгореться охотник, и что пуля слепа, но отыщет сохатого лоб. И метафизически-поэтическое богатство, демонстрируемое суммированием строк, свидетельствует об особом взгляде поэта на мир, каждое мгновенье промелька жизни. Современность, чьи признаки очевидны, словно сливается с вечностью, давая представление об истории, в которой все мы, в конечном итоге, находимся (или окажемся).
Но история может быть и такой: Столб морозного белья,
запах мокрых валенок. Гам барачного жилья В двадцать пять завалинок. Кабинет, что во дворе, Брат наклонной башни. И в собачьей конуре Век позавчерашний. Скученность жилья, банальность быта, и всё – осиянное поэзией.
Две пародии Иосифа Быковского вспыхивают разными огнями; резко даются зубастые строки зигзагами точного попадания в цель. Вот одна из пародий: Так, бывает, ошарашит
Питерский один пиит!.. Пушкин плачет, а не пляшет, Коль Коломенский творит. Ярко-точны и пародии Евгения Минина; и лучи, исходящие от них, веселят душу читающего:
Как я люблю тебя, Петра творенье!
Написано немало о творце, Но первое свое стихотворенье Не помню сочинил в каком дворце. Они теперь в моих стихах воспеты! Частенько я советую юнцам: Любить не надо живопись, поэты, Ходите с авторучкой по дворцам! Пародия на любимого и уважаемого Александра Городницкого умна и добра, и вовсе не злой заряд движет ею, ибо зла и так достаточно в мире…
Итак, очередной номер «Литературных известий» – номер, представляющий поэзию пестро и по-разному, дающий много необходимой пищи уму и сердцу. Александр БАЛТИН
|