Обзор журнала «Литкультпривет!», № 10, 2022…Сыплет драгоценными листьями осень, вздымают византийские стяги дерева, ветер закручивает турбулентные потоки… А войны продолжают идти и идти; логично вспомнить Василия Верещагина, чьи холсты, туго показывая чудовищность военного действа, словно предостерегали от бездны оного:
Война когда ж угомонится? Когда поймут и стар и млад:
Кому герой, кому убийца – солдат?.. Война калечит всех рутинно, невинным – в том числе – грозя. …«Апофеоз войны» – картина, которую забыть нельзя. Евгений Степанов, подборкой стихотворений которого открывается октябрьский номер журнала «Литкультпривет!», мастер компактных формулировок и острой афористичности строк.
…Портрет современности, изображаемый поэтом, жёсток, но, вчитавшись в суммы строчек, нельзя, скорбно поникнув главой, не согласиться с подобным изображением: Одни жируют, набивая брюхо.
Другие затянули пояса. Из всех искусств важнейшие – порнуха, Искусство лжи, агитки да попса. Чего-то не хватило нам. Ума ли? Души? Бредем куда-то наугад… Неужто это то, о чем мечтали Мы три десятилетия назад? Да, ощущение такое: все виноваты – интеллектуалы и простецы; те, кто стремился воплотить благородные замыслы, и те, кто противоречил им, утверждая – рынок всё урегулирует…
Однако на мудреца рынок явно не потянул. Тем не менее, поэт тонко чувствует единство всех: всех живущих – при гигантском разнообразие всего и вся, поэтому выводы, возникающие в стихах, проходят линиями гармонии, о которой, конечно, скорее мечтается, нежели удаётся соприкоснуться с нею: Ты не очень-то тверез и опять идешь в пивную.
И воспринимать всерьез не желаешь жизнь земную. Не припас мошны тугой, почести отдал Морфею… …Я немножечко другой, но тебя понять сумею. …Виртуозно меняя ритмику в пределах одного стихотворения, Николай Ерёмин создаёт как будто мистическую картину обыденности – на самом деле отражающую подлинность бытия:
Мы шли во тьме –
Туда, где свет, Из В – во Вне... А света нет! Мы шли сквозь мрак, Тоннель – вокруг... Не различить, кто – враг, Кто – друг... Все – правдорубы, Мёртвые души, Живые трупы – В объятиях стужи... И стужа тут – скорее онтологическая, экзистенциальная, пронизывающая до сердца души.
Впрочем, жизнелюбие присуще Николаю Ерёмину в большей степени, нежели тона, присыпанные пеплом, не говоря – отмеченные углем… Жизнь состоит из мелочей:
Из лунно-солнечных лучей… Я был ничей… А ты – ничья… И вот я твой, а ты моя… И в этом тайна бытия… И тайна бытия распускается чудесным световым цветком.
…Необычайная молодая бодрость, перевитая ленточками чуть хулиганского задора, вспыхивает в строках Сергея Прохорова, уверенно ведущего журнал «Литкультпривет!» по издательским морям современности: Ну, какое это преступление –
По квартире бегать голышом. Если в доме дали отопление, Это очень даже хорошо! Задор заражает; а то, что захочется снова в молодость, так это желание давно известно; там, как известно, и тепло теплее…
Мудрые выводы, вписанные в поэтическое действо Прохорова, подвергают сомнению современную ценностную шкалу – с деньгами на верхушке: Всё моё состояние
Не в грошах – Лет моих расстояние И душа. Подсчитав, сколько пройдено – Ну и ну! А любил я и Родину, И жену. Верный вектор восприятия жизни, оперенный краткой точностью виртуозных строк…
Итак – листья осени, её цветы… Именно они провоцируют на классическую ясность и грустную глубину: В каком саду, в каком году,
Цветами чувств играя, По тихой осени пройду От края и до края. Ступая павшим листьям в след И нежно душу раня, Я соберу большой букет Былых воспоминаний. Новый поэтический букет «Литкультпривета!»… Так много смысловой красочности в нём, что цветной октябрь взирает благосклонно…
Александр БАЛТИН
|