![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Обзор журнала «Зинзивер», № 5, 2022![]() Бывает сила (чем ее измерить?):
Цветок растет из каменной плиты, Он — реплика в полемике со смертью. Как не любить живучие цветы. Я здесь недавно. Я теперь из тех, кто Осваивает новые миры. На верхнем этаже — библиотека. Всегда закрыта. Надпись: «Перерыв». И эта библиотека плавно переливается смысловыми огнями, предлагая сущность свою (очевидно) в качестве замены миру…
…Тема чужеродности индивидуального в недрах слишком сумасшедшего мира широко разрастается в поэзии Османовой, играя психологическими аспектами современности: Отговори себя переселяться в глушь.
Ну море-океан, открыточные виды... Ты не был никогда ни пафосен, ни глуп — Так сделай, не ленись, закономерный вывод: Ты им как есть чужой. Чужих нигде не ждут. Окажешься в глуши страдальцем распоследним. Что делать станешь там? Днем — добывать еду, А вечером — читать, покуда не ослепнешь. Итак, № 5 «Зинзивера» открывает свой мир поэтическими дерзновениями Османовой; продолжаясь краткими, звеняще-серебрящимися верлибрами Михаила Кузьмина:
Жизнь — это борьба
бессмертий. Твоего личного бессмертия с другими. Твое бессмертие еще слишком маленькое, его легко раздавить, поэтому тебе приходится лавировать, чтобы не попасть под колесо чужого бессмертия. Поэт философичен и стоичен, узор его поэтических дерзновений прихотлив, но суммы лучей-мыслей, расходящихся от них, прошивают читательское сознание непременной работой: тростник обязан мыслить, иначе эсхатологический ветер бытия вырвет его без следа и звука…
Выверенная точность Вера Панченко отливает золотом метафизического свойства, которое играет важную роль в стихотворении, открывающем подборку: А слово — золото на вес,
И дорого, как честь. Их, золотых, — среди словес — По пальцам перечесть. И роль их — прочности запас В строенье языка, И утешать умеют нас, И отменять века. …Вероятно, века, которые, конечно, сущностно не отменить, благосклонно улыбаются, вглядываясь в словесные узоры и разводы Панченко.
Мощно развернутся поэтические стяги Владимира Алейникова: По Уланскому переулку,
Что разрушен с угла давно, Совершить ли еще прогулку, Чтобы горькое чтить вино? По Уланскому переулку, Что и так опустел уже, — До затылка ухмылку гулко Оставляет он нам в душе. Загогулиною проезжей Прилепился он к жизни сей — И, смеша стороною внешней, Все же многим обязан ей. Стих Алейникова вещен и конкретен, если упоминается переулок, то в него можно войти, совершить предлагаемую звуком прогулку.
Сложно, отсылая ко глобальному космосу мировой поэзии, растут стихи Ольги Ивановой: сей мировой каменоломне
[назло рекламе нулевой] махнув крылами вероломне одною-левой-рулевой превозмогая дислексию [я царь/я раб/я червь/я рад] обеспокоив экклесию и всполошив электорат да освежив с опереженьем [еще б поллитру да кота б] рыльца необщим выраженьем сей нескончаемый этап — клади на ад ее поденный [в абьюзе скреп и торных троп] любовный и непринужденный незатыкающийся треп Необычна поэзия Ивановой: тут и своеобразное использование научных терминов, и метафизика бытия-пространства, и, конечно, собственные коды мироощущений и мирочувствования.
А это стихи Николая Глумова: Выходишь на прогулку.
Три четверти второго. Бредешь по переулку. И вдруг встречаешь Слово. Всего одно лишь Слово И этот скучный город, И понимаешь снова, Что ты уже не молод. Ирония поэта горька, слова точны, как математические знаки, а мысль остра, как биссектриса:
Звезда сияет. Шепчет муза.
Жизнь продолжается опять. И на развалинах Союза Поэт не может не писать. Он сочиняет о равнинах, Снежком присыпанных слегка, Мечтательный, как Буратино, И нет ведь спроса с дурака. …Краткость верлибра, обращенного к бесконечно любимой, огненно вспыхивает в подборке Евгения Степанова, поражая интенсивностью эмоционального окраса:
Я не имею права
сойти с ума, прыгнуть с балкона, не выйти на работу… Я должен придумать способ, как жить без тебя. И способ, который невозможно придумать, сложится из постепенного течения быстро мелькающих дней; организуясь сам, и даже (возможно) давая варианты света.
Поэт тонко ощущает мировые тенденции, вновь и вновь подтверждая свою приверженность свету жизни – что бы кто ни твердил: Самих себя позоря, бессовестно трындят
Пропагандисты горя. В речах — змеиный яд. А я прошу: «Умерьте свой агрессивный пыл!..» Пропагандисты смерти, мне ваш настрой постыл. Вы злобны и речисты, ваш бред невыносим. …Трындят пропагандисты, но я не верю им. Евгений Степанов в равной мере предлагает богатство смыслового и эстетического содержания и в верлибре, и в рифмованном стихотворении; и неожиданные психологические изломы, добытые опытом бытия, могут поражать, молнией ударяя в читательское сознание:
Тюрьма —
это хороший лингвистический университет. Я учился в филиале этого университета — в молодости — в провинциальной психушке, где было в силу разных причин немало опытных сидельцев. № 5 «Зинзивера» очень насыщенный и интересный.
И можно долго вглядываться в живописные орнаменты текста, вслушиваться в звуковые волны, постигая алхимические смыслы поэтического слова. Александр БАЛТИН
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |