Портал «Читальный зал» работает для русскоязычных читателей всего мира
 
Главная
Издатели
Главный редактор
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Архив
Отклики
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение








Читая журнал «Интерпоэзия»


Читая журнал «Интерпоэзия», № 4, 2022, обратил внимание на стихи Евгения Степанова, которого литературный мир знает больше в качестве книжного издателя, директора холдинга «Вест-Консалтинг», и главного редактора известных журналов – «Дети Ра» и «Зинзивер».
Трактовка себя в недрах переогромленного мира уточняется с годами в пользу аскетического отказа от самости, усекновения честолюбия с тщеславием и понимания… чего-то неуловимого, в том числе – своей бытийной малости, отсюда:

Я кто? Никто. Один из ми-
ллионов страждущего люда.
Вот цель. А ты поди возьми.
Возьмешь – и это будет чудо.

Но цель моя – сквозь боль невзгод
Идти, и цель прозрачна эта.
В меня вмонтировали код
(С зачатья) Нового Завета.

Поэтическая речь Евгения Степанова, идущего своеобразной тропой словесной аскезы, высока; её приподнятость, представляется, именно от языковой мощи упоминаемого Нового Завета; и скорбь, часто наполняющая поэзию Степанова последнего периода, уравновешивается ощущением света, исходящего от оной скорби.
Словно скорбь подчёркивает свет, его возможности, его необходимое паренье-лученье.
Три стихотворения Евгения Степанова, представленные журналом «Интерпоэзия», знаковы для поэта: в них сконцентрировано с предельной поэтической выразительностью его мироощущение, данное порой через афористичность строки, порою – через метафизические размышления, иногда – через образную систему.

Непросто боль постричь под ноль.
Земшар становится юдолью,
Когда физическая боль
Сливается с душевной болью.

Слова пусты. Но крик и вой
Навряд ли назовешь пустыми.
…Я, как Крученых, сам не свой,
По городской бреду пустыне.

(Алексей Кручёных упоминается, поскольку эпиграфом к стихотворению взяты его строки.)
Философия боли исследуется собственной душой.
Боль безвыходна, так как:

Повсюду желтые дома
И почерневшие руины.
Я не сошел пока с ума –
Своей лишился половины.

Однако именно она (боль) свидетельствует – поэт жив, и обугленности этой жизни можно противостоять эстетикой стиха.
Степанов стремится постичь корни всего, рождая строки ёмкие, врывающиеся мудрыми афоризмами в читательское сознание:

Из песни моряка и света маяка
Рождаются корабль и сила капитана.
Из боли и греха рождается строка,
Из воли и стиха рождается нирвана.

И чудом, просвеченным розоватым свечением детской чистоты, зажигается финал стихотворения:

Жизнь можно обмануть. Но сколько ни мухлюй,
Не облапошишь смерть, то смертным не по силам.
…А на щеке моей остался поцелуй,
В о л ш е б н ы й поцелуй – его не смоешь мылом.

А значит – стоит жить, а значит – жизнь права.
Хоть эта правота не сказки Голливуда.
Из нежности моей рождаются слова.
Из нежности твоей – спасение и чудо.

…Три стихотворения, три мощных поэтических механизма, работающих на предельных оборотах выразительности, метафизики, дара.

Александр БАЛТИН



Яндекс.Метрика