Читая журнал «Интерпоэзия»Читая журнал «Интерпоэзия», № 4, 2022, обратил внимание на стихи Евгения Степанова, которого литературный мир знает больше в качестве книжного издателя, директора холдинга «Вест-Консалтинг», и главного редактора известных журналов – «Дети Ра» и «Зинзивер».
Трактовка себя в недрах переогромленного мира уточняется с годами в пользу аскетического отказа от самости, усекновения честолюбия с тщеславием и понимания… чего-то неуловимого, в том числе – своей бытийной малости, отсюда: Я кто? Никто. Один из ми-
ллионов страждущего люда. Вот цель. А ты поди возьми. Возьмешь – и это будет чудо. Но цель моя – сквозь боль невзгод Идти, и цель прозрачна эта. В меня вмонтировали код (С зачатья) Нового Завета. Поэтическая речь Евгения Степанова, идущего своеобразной тропой словесной аскезы, высока; её приподнятость, представляется, именно от языковой мощи упоминаемого Нового Завета; и скорбь, часто наполняющая поэзию Степанова последнего периода, уравновешивается ощущением света, исходящего от оной скорби.
Словно скорбь подчёркивает свет, его возможности, его необходимое паренье-лученье. Три стихотворения Евгения Степанова, представленные журналом «Интерпоэзия», знаковы для поэта: в них сконцентрировано с предельной поэтической выразительностью его мироощущение, данное порой через афористичность строки, порою – через метафизические размышления, иногда – через образную систему. Непросто боль постричь под ноль.
Земшар становится юдолью, Когда физическая боль Сливается с душевной болью. Слова пусты. Но крик и вой Навряд ли назовешь пустыми. …Я, как Крученых, сам не свой, По городской бреду пустыне. (Алексей Кручёных упоминается, поскольку эпиграфом к стихотворению взяты его строки.)
Философия боли исследуется собственной душой. Боль безвыходна, так как: Повсюду желтые дома
И почерневшие руины. Я не сошел пока с ума – Своей лишился половины. Однако именно она (боль) свидетельствует – поэт жив, и обугленности этой жизни можно противостоять эстетикой стиха.
Степанов стремится постичь корни всего, рождая строки ёмкие, врывающиеся мудрыми афоризмами в читательское сознание: Из песни моряка и света маяка
Рождаются корабль и сила капитана. Из боли и греха рождается строка, Из воли и стиха рождается нирвана. И чудом, просвеченным розоватым свечением детской чистоты, зажигается финал стихотворения:
Жизнь можно обмануть. Но сколько ни мухлюй,
Не облапошишь смерть, то смертным не по силам. …А на щеке моей остался поцелуй, В о л ш е б н ы й поцелуй – его не смоешь мылом. А значит – стоит жить, а значит – жизнь права. Хоть эта правота не сказки Голливуда. Из нежности моей рождаются слова. Из нежности твоей – спасение и чудо. …Три стихотворения, три мощных поэтических механизма, работающих на предельных оборотах выразительности, метафизики, дара.
Александр БАЛТИН
|