Портал «Читальный зал» работает для русскоязычных читателей всего мира
 
Главная
Издатели
Главный редактор
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Архив
Отклики
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение








Обозрение журнала «Литкультпривет!», № 1, 2023


Золотящийся «Пунктир» краткой мемуарной прозы Евгения Степанова чрезвычайно поэтичен и, хотя в первом номере 2023 года журнала «Литкультпривет!» размещен в разделе «проза», вполне мог бы украсить собой и поэтическую область журнала.
Скорее стихотворения в прозе, нежели проза: вспышки памяти, часто перевитые ленточками юмора, но и с – изрядной долей грусти, которую непременно подарит вам житейский опыт, никуда не деться…
Гурген Баренц интересно моделирует отношение к основным человеческим эмоциям: надежде, например, которая, ежели вглядеться в корень явления, не представляется столь уж прекрасным, многое обещающим чувством:

У надежды – хрупкие плечи.
У надежды – тонкая шея.
Чтобы разбить ее вдребезги –
Особой сноровки не нужно.
Надежда – такое растение,
Которому нужен свет
Вашей души, тепло
Вашего сердца, влага
Вашей кожи и ваших глаз.

В принципе, надежда – одна из иллюзий, а они, как известно, раньше-позже разлетаются в пух и прах.
Стоицизм Баренца выражается и в кротко-спокойном отношении к старости, хотя финал стихотворения вспыхивает истинно страшно:

Старость приходит,
Как кошка,
На бархатных лапках,
Ластится, трется о ноги,
В знак дружелюбия
Хвост поднимает трубой,
Все урчит и мурлычет,
Все канючит, канючит, канючит,
Чтобы ты на съеденье ей бросил
Кусочек
Своей
Жизни.

Верлибры Максима Торбина – с длинным и плавным движением строк – насыщены хорошим поэтическим электричеством, чьи разряды подразумевают и скорбь, и радость; главное, чтобы пропорции были логичны:

Ты просыпаешься в темноте,
И корчишься в гробу дешевой гостиницы,
А руки тянутся к образу
Черты, которого со временем забылись,
И ты вспоминаешь приходящие сны:
Колдовские, острые, напряженные,
И словно разряд электрической зари,
Они озаряют тебя без устали.

Образы Москвы и Нового года интересно соединяются в алхимическом сосуде поэзии Николая Ерёмина, представляя собой взращенный поэтом щедрый вариант отношения к действительности:

О, Москва, столица дорогая! –
В смысле переносном и в буквальном, –
Не случайно, Новый год встречая,
Вновь я становлюсь сентиментальным…
Пушкин, Герцен, улица Тверская…
Вот где память и мечта – без края…
Где, свиданья с Музой ожидая –
«О, приди скорее, дорогая!»
Вновь под снегопадом я пою,
Вспоминая молодость свою…

Ерёмин, как правило, краток, но плотная содержательно-эмоционально-интеллектуальная насыщенность его стихов обещает подлинный праздник чтения.

И вошел, ища спасения,
В храм «Большое вознесение»…
И, в огнях свечей видна,
Мне предстала старина…
И она меня спасла
И над миром вознесла…

…Интересно комбинируется бытовое и метафизическое, бытийное, и… как будто надмирное в поэзии Александра Дьячкова – тонкой и нежной, пульсирующей подлинностью бытия:

Болеешь, а мне на работу,
но мы почему-то не спим,
а, взяв бесконечную ноту
молчания, долго молчим,
уставясь на метаморфозы
вещей в полумраке жилья…
И слышно, как падают слезы
с невыкрученного белья.

…Звук, точно становясь самостоятельным персонажем, плещет и играет в раскатах поэзии Сергея Прохорова:

Шутя, друг друга мы смешили
И были счастливы уже,
А с неба падали, снежили
Снежинки в снежном кутеже.
Их радостно с тебя сметая,
Я поспевал сметать едва ль,
И на ресницах твоих таял,
Влюбленный по уши январь.

Перекликаются, нежно изгибаясь контурами, зимние «эс», и становится на душе легко, снежно…
…Портрет жизни дается кратко; слово (иногда два) соответствует строчке в мускульно насыщенном и, увы, печальном стихотворении:

Было дело –
чувство зрело,
грело тело,
душу грело
пылко, смело,
обалдело,
очумело,
оголело,
оголтело,
млело,
пело,
перемлело,
перезрело…
Надоело.

Год начат «Литкультприветом!» досрочно…
Что ж, хочется пожелать журналу и впредь радовать читателя разнообразием современной русской поэзии и прозы.

Александр БАЛТИН



Яндекс.Метрика