Обозрение журнала «Литкультпривет!», № 1, 2023Золотящийся «Пунктир» краткой мемуарной прозы Евгения Степанова чрезвычайно поэтичен и, хотя в первом номере 2023 года журнала «Литкультпривет!» размещен в разделе «проза», вполне мог бы украсить собой и поэтическую область журнала.
Скорее стихотворения в прозе, нежели проза: вспышки памяти, часто перевитые ленточками юмора, но и с – изрядной долей грусти, которую непременно подарит вам житейский опыт, никуда не деться… Гурген Баренц интересно моделирует отношение к основным человеческим эмоциям: надежде, например, которая, ежели вглядеться в корень явления, не представляется столь уж прекрасным, многое обещающим чувством: У надежды – хрупкие плечи.
У надежды – тонкая шея. Чтобы разбить ее вдребезги – Особой сноровки не нужно. Надежда – такое растение, Которому нужен свет Вашей души, тепло Вашего сердца, влага Вашей кожи и ваших глаз. В принципе, надежда – одна из иллюзий, а они, как известно, раньше-позже разлетаются в пух и прах.
Стоицизм Баренца выражается и в кротко-спокойном отношении к старости, хотя финал стихотворения вспыхивает истинно страшно: Старость приходит,
Как кошка, На бархатных лапках, Ластится, трется о ноги, В знак дружелюбия Хвост поднимает трубой, Все урчит и мурлычет, Все канючит, канючит, канючит, Чтобы ты на съеденье ей бросил Кусочек Своей Жизни. Верлибры Максима Торбина – с длинным и плавным движением строк – насыщены хорошим поэтическим электричеством, чьи разряды подразумевают и скорбь, и радость; главное, чтобы пропорции были логичны:
Ты просыпаешься в темноте,
И корчишься в гробу дешевой гостиницы, А руки тянутся к образу Черты, которого со временем забылись, И ты вспоминаешь приходящие сны: Колдовские, острые, напряженные, И словно разряд электрической зари, Они озаряют тебя без устали. Образы Москвы и Нового года интересно соединяются в алхимическом сосуде поэзии Николая Ерёмина, представляя собой взращенный поэтом щедрый вариант отношения к действительности:
О, Москва, столица дорогая! –
В смысле переносном и в буквальном, – Не случайно, Новый год встречая, Вновь я становлюсь сентиментальным… Пушкин, Герцен, улица Тверская… Вот где память и мечта – без края… Где, свиданья с Музой ожидая – «О, приди скорее, дорогая!» Вновь под снегопадом я пою, Вспоминая молодость свою… Ерёмин, как правило, краток, но плотная содержательно-эмоционально-интеллектуальная насыщенность его стихов обещает подлинный праздник чтения.
И вошел, ища спасения,
В храм «Большое вознесение»… И, в огнях свечей видна, Мне предстала старина… И она меня спасла И над миром вознесла… …Интересно комбинируется бытовое и метафизическое, бытийное, и… как будто надмирное в поэзии Александра Дьячкова – тонкой и нежной, пульсирующей подлинностью бытия:
Болеешь, а мне на работу,
но мы почему-то не спим, а, взяв бесконечную ноту молчания, долго молчим, уставясь на метаморфозы вещей в полумраке жилья… И слышно, как падают слезы с невыкрученного белья. …Звук, точно становясь самостоятельным персонажем, плещет и играет в раскатах поэзии Сергея Прохорова:
Шутя, друг друга мы смешили
И были счастливы уже, А с неба падали, снежили Снежинки в снежном кутеже. Их радостно с тебя сметая, Я поспевал сметать едва ль, И на ресницах твоих таял, Влюбленный по уши январь. Перекликаются, нежно изгибаясь контурами, зимние «эс», и становится на душе легко, снежно…
…Портрет жизни дается кратко; слово (иногда два) соответствует строчке в мускульно насыщенном и, увы, печальном стихотворении: Было дело –
чувство зрело, грело тело, душу грело пылко, смело, обалдело, очумело, оголело, оголтело, млело, пело, перемлело, перезрело… Надоело. Год начат «Литкультприветом!» досрочно…
Что ж, хочется пожелать журналу и впредь радовать читателя разнообразием современной русской поэзии и прозы. Александр БАЛТИН
|