Александр Балтин о поэзии Натальи ГранцевойДвадцатый век, организовав гекатомбы жертв, показав возможности расчеловечивания, бушевал избыточно (кто в пределах финала оного представлял физиономию двадцать первого?) – он бушевал, провоцируя поэта на стихи, совмещающие образный анализ и лирическое натяжение:
Мы все от двадцатого века устали.
Подобно кошмару, он длится и длится, Растет как подлесок на лесоповале, Вздымает тиранов вампирские лица. Как будто погибели новый Аттила, Он старческой мощью сердца попирает. Он новому времени роет могилу, И не умирает, и не умирает. Сильно вибрирует стих Натальи Гранцевой, мощно разносятся ритмы его.
Характерная черта поэтической индивидуальности: совмещение скрупулезного анализа данности, предложенной окрест, с лирической плавностью мерно развивающегося стиха. Стихотворение может быть жестким, как наждачная правда яви: Герои вчерашнего дня полиняли,
Их галстуки вышли навеки из моды. Они не вписались в стальные скрижали Истории, доблести, чуда, природы. Они доживают с почетом в разлуке И селфят себя по всему околотку. Их тачки крутые и зависть обслуги Повыдохлись, словно паленая водка. Смена вех происходит постоянно; мы можем даже не замечать оной, влияющей, тем не менее, на нас чрезвычайно.
И суть поэтического действа – возвышенный, неземной образ художественно осмысленных слов – предстает в стихотворении поэта с алмазной четкостью: Невероятно! — встретить гения
В толпе пустыни безымянной И вдруг вдохнуть стихотворение, Как облако с алмазной манной. Поэзия Гранцевой красива.
Она, сгущаясь и уплотняясь, при этом не теряя полетности, рассчитана на гармонизацию пространства – в чем, собственно, и заключается миссия стихов. …Рисуется портрет Ломоносова – с сильным упором на фактуру оного образа: Наук духовных генерал,
Боец в чужом пиру, Отец поэзии сказал: Назло вам не умру! Рожденный истину любить И камни собирать, Не дам историю убить И правду переврать! Мощь, ломающая преграды, звенит медью и вибрирует проводами сути.
А вот – распускается волшебным цветком таинственность: мера подлинности поэзии: Из-под храма огромного, башен, химер,
Из-под бездн земляных и скалистых пещер, Из оков преисподней своей ледяной Вылетает невидимый всадник ночной. Повелитель дорог, переправ и мостов, Эмиссар европейских идей и кнутов, Чужестранец в чугунном лавровом венке, Он летит на закат в исполинском прыжке. И стихотворение – будто стянуто туго мерцанием льдистого материала, чью сущность не определить. Это и есть тайна дара.
Дар Натальи Гранцевой – алхимического свойства: все, к чему ни прикасается, обращается в волшебство поэзии… Александр БАЛТИН
|