Обзор журнала «Зинзивер», № 3, 2023Апрель… заиграл в свою свирель; незаметно откликнулись почки, расцвечивая реальность, балансирующую вечно между светом и тьмой…
Но — весенние песни «Зинзивера» полны светлыми стремленьями, ибо подлинность поэзии – всегда от небесной вертикали. …Колоритно вспыхнет «Фиолетовая бездна» представленная Юрием Казариным, вовлекая в себя симфоническим звучанием поэтических текстов: Клюв у времени в крови,
у воды темнеют очи — очи боли и любви: вечность по ночам короче — клюв у времени в крови, это первой смерти завязь — птичку страхом принесло: пролетели, убиваясь, сквозь оконное стекло — в доме страшно и светло, в небе узкие осколки, с первородной синевой — до утра глотают волки — пустоты беззвучный вой. Порою стихотворение у Казарина — одна, причудливым орнаментом представленная строка, разбитая согласно рифмо-делению; такова уникальная смысловая плотность произведений поэта. Они, минуя преграды времени, представляют собой своеобразный алхимический мир метафор и мысли, рифмы и эпитетов.
…А смерть, обещающая последнюю расшифровку поэтической мудрости, дается с верой в бессмертие: Умрешь — и узнаешь,
какие ты пишешь стихи: последней душой вылетаешь, как ласточка из-под стрехи. И видишь последнюю воду, и знает последняя дрожь, какую такую погоду ты завтра сюда приведешь. …Очень нежно и очень по-женски колышутся на эсхатологическом ветру времен тонкие и трепетные листочки стихов Натальи Разувакиной:
Я вдоль тебя лежу-лечу-пою
И ощущаю худенькость свою, Тростинковость Тристановой печали. В начале мы наверное в конце Предстали мы пред Божие лице Без запятых, чтоб мы не различали… Прелестна эти «худенькость» и «тростинковость», эта выразительная неправильность слов, придающая речи поэта дополнительное обаяние; великолепна и скорость, на которой развиваются стихи Разувакиной — точно исследует ею пресловутую скорость жизни: когда между детским садом и могилой оказываются… две секунды.
Стихи Любови Берёзкиной максимально выразительны: звуком, сравнениями, они – обходясь без больших букв – словно проступают из массы яви. Проступают, чтобы заявить: мы были всегда. И – будем: воздух пропитан сиропом, как торт,
как белый сухой бисквит, свет раскрывает огромный рот, но все равно молчит, и, как большая слеза, оса ползет по щеке плода, и даже когда открываешь глаза — в них свет и вода …Вода жизни, которую дарит, таинственно мерцая, запредельный свет…
Сложна геометрия поэзии Сергея Бирюкова; она вызывает множество ассоциаций, несет в себе слои культурологического подтекста. Это поэзия, настоянная на молитве и алхимическом эксперименте: по ступеням возносишься к небу
где молилась Господу Дева Мария где молитва от слова до слова достигала вершины и ниспадала одеяньем платком осиянным …Жизнь, льющаяся разнообразной плазмой — с огнями самоосуждения, с парадоксами сопоставлений себя с другими, с тригонометрией приятия и не-приятия себя — густо вливается в строки поэзии Евгения Степанова:
Я живу, как лузер и как голь, не воспринимаю жизнь как няню.
Просто заговариваю боль тем, что потихоньку графоманю. Я живу, эпоху не кляня, как судьба, шутя, предначертала. Не похвалит в «Знамени» меня за мои книжонки Ольга Балла. Знаю, что талантик мой смешной, только не считаю это драмой. Ведь когда любимая со мной, все равно я самый-самый-самый. Лучезарный кристалл любви пронизывает своими снежно-золотыми лучами свод, постепенно творимый поэтом.
Жесткими красками рисуется портрет современника. И не может быть иначе в мире, отторгающим гуманитарные ценности все больше и больше: ...И еще одного обломала эпоха,
А точней, не эпоха, а черт знает что. Вот он вышел во дворик, поэт-выпивоха, В этом некогда классном (от Зайца!) пальто. Вот он вышел. И сел покурить на скамейку. И ему тяжело, а, быть может, начхать, Что он вновь накропал р я д о в у ю статейку. Все равно все статейки выходят в печать. Трагедия преодолевается стоицизмом, отсюда следует:
Тяжело, даже очень, однако
У меня есть работа, жилье. А еще появилась собака. Это счастье — погладить ее. …Поэзия Евгения Степанова, своеобразно соединяя иронию и метафизику, всегда воспевает жизнь.
Интересно строятся рассказы Олега Рябова; их внешняя, бытовая сторона — со скарбом жизни, с ее прожилками бессмысленности, усталости, абсурда — сочетается с ощущением магических мерцаний, которые ощутил поэт и прозаик и перенес, разработав индивидуальную стилистику, в мир своих рассказов. Глубокое исследование Бориса Колымагина «Лев Толстой и андеграунд» и рецензии, представленные ближе к завершению номера журнала, своеобразно зажгут словесные фонари, освещая определенные коридоры литературного процесса. Словом, песни «Зинзивера» адресованы чутким душам и сердцам, не окосневшим в слоях равнодушия и прагматизма, и песни эти протягиваются в вечность, всегда более благосклонную к художественному слову, нежели современность. Александр БАЛТИН
|