Обзор журнала «Дети Ра», № 2, 2023Весна, увеличивающее солнце; световая солнечность поэтического действа, предлагаемая очередным номером журнала «Дети Ра», раскрывается суммой имен, и каждый поэт достоин вчитывания…
Вот они, мои земные блага:
Комнатка с окошками на Русь, Стол, перо да чистая бумага, Над которой вволю наревусь, Да тропа до леса и до луга, Где гулять привычно мне одной, Да открытка от милого друга, Да письмо от матушки родной. Задушевность интонации Нины Красновой освещается очень русским светом: и письмо от матушки, и феномен чистой бумаги словно сочетаются с такими глубинами действительности, что дух захватывает… от невероятной сложной простоты.
Любовь Берёзкина запускает круги… своеобразной босхианы, где слова, поставленные так, как они поставлены, светятся образами мира, связанного и с абсурдом, и с чем-то таинственным, что дано на зыбкости ощущений: кто идет? тьма,
перец и куркума что несет? персть, жилы, ребро, шерсть где спрячем свет? там, где ответа нет, во льне, ячмене, во ржи, ча-ща, чу-щу, жи-ши «Преодоление» — мощное слово, именно так будет называться новая книга Евгения Степанова, и стихи, представленные из нее, сочетают соль мудрости и меру жизненного задора, искры иронии и мир метафизики.
Жил поэт великий Влодов.
Рядом жил поэт Уродов. Процветал поэт Уродов. Горе мыкал нищий Влодов. Но стихи остались Влодова — Не Уродова. Интересно как в шести строчках нарисован… и портрет Влодова, и портрет вечно прискорбной жизненно-литературной ситуации…
А ведь опять — процветание всевозможных Уродовых словно наползает на жизнь истинных талантов, редко умеющих хорошо устраиваться в действительности. А вот — опыт подведения итогов: жестко, сильно, тяжело. И честность по отношению к себе предельна, и звучит, звучит своеобразная музыка правды: — А как ты жил? — Курил, кирял.
Поступки часто были гадки. — Стрелял в кого-то? — Не стрелял. Я даже не имел рогатки. — А как ты жил? — Грешил, кропал Стихи в компьютерной тетрадке. — А часто выходил в астрал? — Да, было с этим все в порядке. — А как ты жил? — Страдал, терпел. Боль никогда не покидала. — А вел (хоть в мыслях?) на расстрел Врагов? — Такого не бывало. Такие стихи не могут не войти в сознание читателя… Правда жизни в стихах.
…«Стеклянный шар» взлетает — Наталья Разувакина предлагает поэтическую меру миру, столь же разнообразному, сколь и не слишком благосклонному к поэтическому слову: Звездами, как монистами, звеня,
Проходит ночь. Не спрашивай меня, Когда и почему тебя оставлю. Луна висит, как Бога третий глаз. Она одна меж нами и про нас — Клеймом и сталью. Стих Разувакиной может и монистами звенеть, и отражать в полированных стеклах зеркал реальность, и рассыпать фантасмагорические ощущения.
Словесную пышность с изяществом сочетает поэзия Эльвиры Частиковой: У Господа Бога мы все — на виду:
От крупных, невзрачных и до какаду Эффектных и громких…, и даже без слов Каких-то ползущих по стыку миров… С простецким или с восхищенным лицом… Ненужными быть невозможно с Отцом, Что любит своих стрекозу, муравья, Которые, собственно, — ты или я. …Малые си: а кто не мал?
Все равны перед ликом смерти… Однако поэзия Частиковой полна плазмы жизни, и осмысление оной дается через образы, выполненные с выпуклой запоминаемостью. Таинственно мерцают строки Ирены Санс: Невидимое поглощает
Превращает в обыденность Втаскивает в объятия мира ценностей и Безжалостно делает захват Загадочность перехватывает меру говоримого, призывая вчитаться и вчувствоваться в бездну строк.
…Мир предметный раскрывается через образ часов, и бытовое стремление обыденного дня словно рассыпается метафизической мерой постижения яви — в поэзии Вадима Муратханова: С тобой все выглядит не так,
как принято: больней и резче. Словно поднялся на чердак, где спят диковинные вещи. Какие странные часы: в них стрелки (двадцать и двенадцать), как сумасшедшие усы, топорщатся и шевелятся… Альфа Анатолия Аврутина — напевность, умножаемая глубиной смыслов: стих поэта льется и вьется, перебирая разные реалии бытия и звуча музыкой, чье своеобразие очевидно:
Сын русского слова, внук русской словесности,
Мне русская мука – молочная мать… Зубами скриплю, угасая в безвестности, Словами давлюсь, не умея смолчать. Где нету моста, прошагаю по жердочке, Где птицы умолкнут, там я запою… Словцо нацарапав на треснувшей форточке, Гвоздем начинаю поэму свою. Разнообразно в номере журнала представлены статьи и рецензии, освещающие коридоры литературного процесса современности; интересно-парадоксально вспыхивают афоризмы Юрия Тубольцева.
Новый номер «Детей Ра», представляющий современное слово плотно, но и легко, ярок — как весеннее солнышко. Александр БАЛТИН
|