|
О фильме Евгения Степанова «Христос-Человечество»
Все люди жаждут счастья. Ищут его. И это вполне естественное желание. Другое дело, что добыть желаемое затруднительно. Многие вовсе уверены, что счастья не существует, а любовь — всего лишь сложная химическая реакция организма. Помните Пушкина: «На свете счастья нет – но есть покой и воля?..» Если уж гению были свойственны столь мрачные рассуждения, то и у нас нет-нет, да и проскакивает предательская мыслишка – зачем жить, все равно это бессмысленно?.. Не знаю, как у вас, а у меня такое было. В минуты уныния человеку особенно важно ощущать поддержку, в какой бы форме она ни приходила.
Киноискусство дает возможность по-новому передавать философское знание. Сегодня оно обладает ни с чем не сравнимой слой воздействия на мировоззрение людей. Кино — это язык. Можно рассказать нашпигованную перестрелками криминальную историю, а можно — так показать обычную жизнь, что на душе станет легче и мрачные мысли уступят место мирному настроению.
В своем фильме «Христос-Человечество» (телекомпания «Диалог», 2023) Евгений Степанов показывает обычную жизнь обычных людей. Мы видим женщину, которая развешивает белье, собак, бегущих по переулку, девочку-дошкольницу, аппетитно уплетающую со сковородки жареную картошку... Все это снято практически на одном пятачке (за исключением морских пейзажей). И — диалоги. Не кухонные разговоры об удорожании жизни, а о важном: зачем мы, собственно, живем в этих декорациях? В чем смысл жизни? Поскольку эта история подается не как стандартный «путь героя» — восхождение-преодоление-успех-титры, а происходит на природе с обычными людьми, их слова воспринимаются зрителем намного сильнее. Они такие же, со своими проблемами, повседневными делами: то смородину собирают, то гуляют с собаками. В общем, живут. А разговоры о смысле жизни – это рефлексия, которую можно позволить себе в узком кругу по-настоящему родных и близких.
Евгений Степанов, будучи автором сценария и режиссером, очень тонко проводит основную мысль: мы все едины, частичка Христа есть в каждом из нас. Нам необходимо обдумать: где, в чем кроется счастье и как его достичь. Если мы христиане, и божественны по своей сути, нетрудно догадаться, в каком направлении искать смысл земного существования. Кстати, в эту полнометражную картину идеально вписалась старая короткометражка «Смысл жизни», в которой Евгений Степанов излагает свой личный взгляд на главный вопрос: зачем мы пришли в этот мир?
И вот что поразительно: на этот вопрос отвечают примерно одинаково и маленькая девочка, и почтенный мужчина. Они говорят о том, что смысл жизни — в мире и согласии. Старшее поколение мыслит глобально, рассуждая о мире во всем мире. Но все они уверены — ненависть до добра не доводит. Только любовь согревает человеческие сердца. Мы живем не для того, чтобы разрушать, а для того, чтобы создавать. Любить. Мы же созданы по образу и подобию сами знаете Кого.
Передача философского знания осуществляется в фильме весьма прямо: через ответы главных героев на четко поставленный вопрос. Однако медитативная музыка и обстоятельства, в которых ведутся неспешные беседы, подспудно учат зрителя: только живя на природе, человек может в полной мере ощутить свое родство с ней. Морской закат напоминает нам о величии Творца, сбор урожая – о Его щедрости, собаки и коты — о том, что изначально, по высшему замыслу, человек и животные жили вместе в Раю в дружбе и понимании, ребенок — о том, что будущее есть только у того, кто кое-что понял в настоящем.
Кино — это язык символов. В этом отношении Евгению Степанову близки фильмы Сергея Параджанова, в которых мифологическое мышление режиссера представлено знаковыми символами. Образы существуют в различных плоскостях восприятия, действуя непосредственно на подсознание зрителя. Для Евгения Степанова эти так называемые «мелочи жизни» — не просто художественные образы, но живая, присущая современности реальность. Многие сцены, вошедшие в фильм, были сняты «здесь и сейчас», как, например, сцена с жареной картошкой: девочку режиссер «подловил» в самый удачный момент, когда она спокойна и радостна. Самое располагающее начало для задушевной беседы. И отвечает ребенок не по бумажке — первое, что приходит в голову. То есть ее ответ абсолютно искренен. Так же были «застигнуты врасплох» остальные действующие лица, поэтому мы не сомневаемся в правдивости сказанного. И в этом огромная заслуга Евгения Степанова как режиссера. Вы себе представляете, сколько нужно терпения и труда, чтобы «разговорить» дошкольника?.. Да и взрослый в наши дни не особо рвется откровенничать с посторонними: себе дороже. Выходит, режиссеру удалось создать на съемочной площадке особую доверительную атмосферу, которая мгновенно передается зрителю. И вот уже мы начинаем сами себе задавать непростой вопрос, не раз прозвучавший с экрана…
Исходя из концепции Христианства, Богу мы обязаны своим появлением на свет. Поэтому наш долг — стараться Его познать. Но как это сделать?.. На самом деле — и просто, и сложно. Евгений Степанов стремится донести до зрителя: в каждом живет неистребимое ощущение единства человека с Богом и друг с другом. И, слава Богу, есть счастливцы, у которых можно поучиться счастью. Нужно каждому поискать для примера таких людей, которые осознают себя счастливыми, радуются каждому дню. И у них поучиться, как следует жить. Такие люди живут рядом с нами, главное — не пройти мимо.
Вера КИУЛИНА
|
|
|