Обзор альманаха «Истоки», № 15, 2022-2023Некогда альманах вела уверенной рукой Галина Вячеславовна Рой – весьма известный в СССР альманах «Истоки», принимавший под крыло молодых, открывавший им дорогу, выходивший значительным тиражом…
После распада Союза – равно распада литературы – Г. В. Рой сумела сохранить издание; и вот – Александр Серафимов продолжил ее дело: альманах выходит – он по-прежнему празднично-красиво оформлен, и содержание его разнообразно в той мере, в какой остается разнообразной и яркой российская литературная жизнь. …«Мемуары» Евгения Степанова развернутся сильной пульсацией тугих, как гроздья, строк и, наполненные соком жизни, приведут к выводу, отливающему мудрой солью Екклесиаста: Помню, мы жили в общаге, пили какую-то дрянь,
Тощие, как доходяги, грызли, как гризли, тарань. Помню, мы жили в подвале, помню бандитскую прыть. Помню, меня убивали и не сумели убить. Помню далекие страны, помню и горечь, и мед… Помню, кричали бакланы ночи и дни напролет. Помню, я шел по Бродвею. Помню, пришел на Луну. Я ни о чем не жалею, я никого не кляну. Острые грани строк ранят впечатлениями, словно духовная кровь должна выделиться, чтобы ни о чем не жалеть и никого не клясть…
Портрет современности развернется суммой гротескных картин; парадокс заключается в том, что наша действительность давно стала походить на гротеск: Толпа, в компах бушует рынок
Мозгов, бурлит ашан телес. И книжных глянцевых новинок Лоснится виртуальный лес. Глаза прилипли к монитору. В башку влезает ловкий бред. И можно приравнять к террору Кровавый липкий Интернет. И понимаешь поневоле, Насколько пропасть глубока… А можно выйти в чисто поле И посмотреть на облака. И снова мудрые капли финала прольются вариантом бальзама на расчесы душ.
А вот и – литературная реальность, где правда должна побеждать, хоть и – после смерти поэта: Жил поэт великий Влодов.
Рядом жил поэт Уродов. Процветал поэт Уродов. Горе мыкал нищий Влодов. Но стихи остались Влодова — Не Уродова. Красиво – графически четко, со вкусным наполнением строк – рисуются пейзажи Любови Берзиной: пейзажи… словно крылатые, легкие и полетные, и вместе с тем (ведь все амбивалентно) столь конкретные, что… будто ощущается весомость каждого называемого предмета:
Тонкий шпиль Петропавловской крепости
Над Невою парит снеговой. Нестроения все и нелепости, Словно ластиком, стерты зимой. Все прощается, все превращается, В снеговую скрывается пыль, И на Лахте под ветром качается Небоскреба стеклянного шпиль. Элегичные сквозные мотивы Берзиной протяжно отзовутся в чутком сердце:
Приехать снова в город темный,
И под колоннами стоять, И ветер чувствовать огромный, И звука бесконечно ждать. Завораживающей музыкой звучат стихи Людмилы Осокиной; и таинственное начало, отдающее потусторонним, проступает сквозь строки:
Грезится нечто у темной воды…
Это оно оставляет следы, Там, у болотца, под старой ольхой, – Глянь-ко! – поплыло над сонной рекой… Заворожило, закружило тут, Словно бы кружево ведьмы плетут… Захохотало вблизи и вдали, Прыгнуло что-то у самой земли… Не затянет ли жуть?
Но эстетическая составляющая поэзии Осокиной спасает от подобного пропадания… Амбивалентность великолепной, едкой иронии Евгения Лесина – метафизического ирониста и философа, глядящего на мир с поэтическим прищуром, – оборачивается тугими и литыми строками: Все хорошо, прекрасная столица.
Любуйтесь на Провал и на Проем. Пора уже гулять и веселиться, Давайте все в депрессию впадем. Живем в благоустроенной отчизне, Идем за нестареющим вождем. Пора спокойно радоваться жизни, Давайте все в депрессию впадем. Рекомендации поэта стоит последовать – ибо депрессия, противостоя псевдопраздничному и всегда пустому настрою, может помочь задуматься о многом, о сущности бытия, например, в котором:
Не то что ноет, а просто гложет,
Уже тоскую по январю. Да только вряд ли запой поможет. Про остальное не говорю. Косматая, багровая безнадежность наплывает: спасет ли легкость стиха?
Его виртуозное парение? Именно такими качествами обладает поэзия Лесина: ажурная, порою исполняющая гипнотизирующий танец слов… «Истоки» разнообразны и богаты, в них стоит погружаться, бродить по лабиринтам индивидуальностей поэтов и прозаиков, чтобы богаче становился свой мир, дабы открывались иные… Александр БАЛТИН
|