ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ «ПИСАТЕЛЬ ХХI ВЕКА» ЗА 2017 ГОД ОБЪЯВЛЕНЫ
 
Главная
Издатели
Редактор
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Архив
Отклики
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение








Зарубежные записки № 37, 2017

Владимир Николаев, «Караул номер два»
М.: «Вест-Консалтинг», 2017

В 2017 году издательство «Вест-Консалтинг» выпустило новую книгу Владимира Николаева. Это сборник прозаических миниатюр, написанных в последние годы. Он выглядит логическим продолжением предыдущего (под названием «Песня») и воспринимается соответственно: читатель ждет историй из серии «армейские будни», перемежающихся с новеллами о жизни на гражданке.
Короткий рассказ берет начало в фольклоре. Легенда, анекдот, сатира, песня, пословицы и другие виды народного творчества обусловили возникновение в художественной литературе повествовательного жанра. Владимир Николаев использует в качестве исходного материала армейскую байку. Открывает книгу собрание занимательных историй, объединенных местом действия — «Караул номер два».
Для предотвращения правонарушений в армии существует система караулов на охраняемых объектах. Николаев владеет искусством лапидарности. Наблюдения автора, ведущего речь от лица младшего сержанта N, о том, каким образом обеспечивается оборона объектов, точны и неоднозначны. Как говорится, смех и грех.
Обложка визуально подкрепляет выбранную тематику. Рисунок Натальи Цыгановой обыгрывает картину Шагала «Полет над городом». Солдат одной рукой обнимает любимую девушку, в другой держит половник. Поднимается над бытом, весело указывая поварешкой в светлое будущее. В зависимости от трактовки полета можно по-разному говорить о том, как сложится их судьба. Отрыв ли это от почвы или ирреальная самоволка? Они пролетают над маленьким городом, над светлым храмом и почему-то очень хочется, чтобы все у них сложилось хорошо. Фантастическое на рисунке неотделимо от действительности, оно и верно: жизнь порой большая трагикомедия, чем все утопии, вместе взятые.
Начинающие сочинители наивно полагают: чем больше в тексте слов, тем доходчивее они донесли до читателя свои мысли. Глубочайшее заблуждение. Выстроить сюжет, раскрыть выбранную тему на коротком пространстве — задача не из легких. Легкомысленным сочинителям придется попотеть, чтобы привить своей строке композиционную и стилистическую точность, такую, как в миниатюре «Калкан». Сюжет предельно прост: в ресторане героям долго не несут рыбу. Забыли про их существование. Хамят, одним словом. Но почему рядом со столиком внезапно материализовался официант и рассыпался в извинениях?.. Текст изготовлен буквально «из ничего». Собственно, вся эта новелла — одна большая развязка.
Эффектные концовки — один из показателей мастерства писателя. У Николаева заключение всегда неожиданно, как, скажем, в миниатюре «Бытовка на Яузе», воссоздающая текст судебного приговора. Все указывает на то, что суд должен принять окончательное решение. Он и принял, да так, что лучше бы заседание вовсе не состоялось.
Поэтика малого произведения о любви создается сосредоточением автора на якобы незначительных подробностях. В рассказе «Дыши» выступают знаковые детали — ягода чернослива, которую наудачу вложила в карман героя девушка-альпинистка, медовый запах ее волос… запах женщины — мощнейший, неповторимый вид магнетизма. Герой «Абрикосов» тоже вспоминает запах спелых фруктов, ассоциирующийся с юношеской влюбленностью. При этом авторское внимание сосредотачивается на вечных, бытийных ценностях: миниатюры «Дыши» и «Абрикосы» преисполнены изяществом и незнакомой трогательностью, которая прорывается в крепких, как сейчас сказали бы, «брутальных» мужчинах.
Новеллы отличает несколько важных особенностей: максимальная сжатость, актуальный, почти парадоксальный сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие описательности, непредсказуемый эпилог. Такова миниатюра «Святочный рассказ». Герой рассматривает уличных нищих. В итоге, как говорил один киноперсонаж, «конец — делу абзац». Бомжиха усмехается: «А вы думаете, от нас что-то зависит?» Что ж, каждый добывает свой хлеб, как может.
При чтении рассказа «Спасение утопающих» обращает на себя внимание полное отсутствие авторского резонерства. Сюжетная структура текста имеет два слоя — наружный и глубинный. На поверхности — поступки героя, между строк — его мысли. В заключении текста автором создается нелепая, противоречащая здравому смыслу ситуация: женщина-врач, человек большой и широкой души, вынуждена работать заправщицей на бензоколонке. Концовка обрубает все размышления героя: «Это неважно». Автор ставит точку, а мы вспоминаем, какие события он утопил в глубине текста, как в черноморских волнах — развал СССР, образование независимых государств, грузино-абхазский конфликт…
Финальное произведение сборника пропитано иронией. Рассказ носит торжественное название «Слеза Путина». Сотрудник крупной металлургической компании с говорящей фамилией Синяков вынужден сопровождать на выборы группу добровольцев. Патриотизм предвыборный и реальный — что ближе каждому из нас? Умом-то мы понимаем, что не влияем на исход политических мероприятий, но так хочется почувствовать себя одним из вершителей истории страны…
Владимир Николаев повествует о жизни, любви и любви к жизни. Рассказам писателя присущи содержательность, лаконичность и динамизм, а значит, художественная ценность произведений очевидна.

Ольга ЕФИМОВА