ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ «ПИСАТЕЛЬ ХХI ВЕКА» ЗА 2017 ГОД ОБЪЯВЛЕНЫ
 
Главная
Издатели
Редактор
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Архив
Отклики
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение








Зарубежные записки № 39, 2018

Александра Петроградская, «Великий Атала — Царь Атлантиды»
М.: «Вест-Консалтинг», 2018

Уже давно существует гипотеза о связи исчезнувшей Атлантиды с Египтом и догадки о том, что правителями древнего Египта были потомками атлантов, обладавшими высокой культурой и знаниями. Множество тайн хранит в себе и архитектура. Например, уцелевшие пирамиды в Гизе, построить которые невозможно даже в наши дни с применением современной техники. Загадочный Сфинкс, под которым был обнаружен зал Записи, одно из самых значительных, как считают ученые, открытий Египта. Полагают, что зал хранит всю информацию Вселенной, но ключ к разгадке этой тайны пока еще не найден. Елена Блаватская утверждала, что именно потомки атлантов построили первые пирамиды еще до прихода египтян. В предсказаниях Эдварда Кейси можно прочесть: «Именно в пирамидах Египта находится история Атлантиды. Копии всех документов Атлантиды о ее истории и цивилизации были перенесены в Египет атлантами и спрятаны в Зале летописи».
В книге «Великий Атала — Царь Атлантиды» — художественное осмысление древней истории. Авторская фантазия распространяется как на события, так и на характеры персонажей. В частности, египетских фараонов и их окружение. Вымысел Александры Петроградской удачно соседствует с историческим знанием о египетском правлении времен фараона Эхнатона и его жены, царицы Нефертити. По замыслу писательницы они прямые потомки атлантов, в которых реинкарнировались души их предков: Аталы — повелителя Атлантов, некогда прилетевшего на межпланетном корабле на землю, и его неразлучной жены Гаалы.
Как можно догадаться, прототипом Аталы является первый обожествленный царь Тот Гермес Трисмегист, который, согласно легендам, основал колонию в Египте после гибели Атлантиды. Предание гласит, что он обладал тайным учением своей цивилизации, был строителем великой пирамиды в Гизе, почитался как бог мудрости, счета, письма, наук. В его неизменном атрибуте Жезле была сосредоточена магическая сила. Это мощное оружие досталось впоследствии фараону Эхнатону.
В книге Эхнатон и Нефертити практически бессмертны, потому что помнят все свои предыдущие жизни. Их предками было разработано Ученье Золотого Сердца, согласующееся с традиционным Учением межпланетарного Братства — практическое применение сакрального знания в новой среде. Атланты обладали сверхестественными силами: они могли чудодейственным путем менять свой облик и создавать клонов, строить огромные сооружения с помощью Психической энергии. Царем Аталой был изобретен элексир бессмертия.
Атала не только бесстрашный воин, побеждающий врагов и освобождающий заложников. Он мудрый философ, записывающий свои размышления в Книге священных Таинств, Ритуалов, Знаний, Законов и Молитв. Он талантливый певец, усмиряющий своим искусством гигантского льва. Он преданный муж, отец и правитель, которому присущи благородство и самоотверженность, сопереживание чужому горю и духовные устремления. Душа погибшего Аталы через века возвращается в тело Эхнатона, чтобы спасти Египет от тирании жрецов, возродить древнюю веру атлантов в Солнечное Королевство и совершить религиозную революцию — упразднение всех существующих богов и провозглашение только одного бога — Солнечного Атона. Гаала — верная его спутница во всех жизнях — возрождается в теле Нефертити.
Автором романа придуманы и разработаны характеры персонажей. Многие из героев — личности исторические, но мы можем только догадываться, какими они были на самом деле. Фантазия Петроградской делает их благородными, наделяет высокой культурой, добротой и идеалами. Через тысячелетия Атала и Гаала (теперь уже Эхнатон и Нефертити) остаются верными друг другу. Они отрицают предательство, низость и трусость, мелочность и подглядывание в замочную скважину. Об этом говорит сама Нефертити своему возлюбленному. В откровенных супружеских диалогах также упоминается жалость к слабым, презрение к подлецам и эгоистам, «вынимающим душу близких и пьющим чужую кровь», забота об одиноких. Нефертити вспоминает своего отца — Провидца Горатона, утверждающего, что души людей имеют разный возраст, «и в этом вся драма и комедия живых существ на земле».
Могли ли на самом деле фараоны, власть которых была безгранична, быть настолько безупречными в отношении морали? Хотелось бы в это верить. Но даже атланты, которые обладали могуществом богов, не справились с врученным им самим Всевышним подарком всемогущества, в результате чего стали злоупотреблять своей силой, подверглись моральной деградации и исчезли с лица земли. В данном случае по воле автора перед нами возникают образы идеальных людей и безупречных, казалось бы, правителей. Но не все так просто. Мы убеждаемся в этом, наблюдая, что даже в созданном ими новом роскошном городе Ахетатоне, продуманном до мелочей, происходят распад нравов, предательство, изнасилования, убийства и растление малолетних. Нет ничего удивительного в том, что в земном мире, где темное постоянно сражается со светлым, соблюдаются все правила устроенного свыше миропорядка: светлые силы, то есть представители добра добровольно выполняют «миссию» на земле, хотя их души давно могли бы уже стать жителями Солнечного Королевства. Зло воплощают в себе «деструкторы» — некие невидимые сущности, вселяющиеся в человеческую душу и разрушающие ее изнутри. Даже Эхнатон не избегает этой участи. Ему постоянно приходится вести борьбу со своим внутренним «человеком Луны». Для Нефертити также наступают не лучшие времена, когда она старается преодолевать депрессию, связанную с тщетным ожиданием рождения наследника и охлаждением отношений с мужем. Но что бы ни происходило в их жизни, во всем они ищут, прежде всего, духовные причины. Это заставляет и читателя задуматься о действительных причинах происходящего, заглянуть в глубину собственной души и поискать своих личных «деструкторов».
Реальные силы зла — это жрецы бога Амона. Один из них, самый злобный, коварный и изобретательный — колдун Аменрес. (Он тоже из потомков атлантов, а потому может владеть черной магией.) Его девиз — власть ради власти, жестокость и убийство.
Великой Вражде противостоит в романе Великая Любовь как утверждение, что только она может остановить зло, только через нее можно достигнуть неуязвимости. В конце концов, любовь побеждает и уныние, и отчаяние, через которое проходят герои, максимально приближенные к читателю человеческими чувствами и переживаниями. Зло же пытается разделять и властвовать, как и во все времена.
Так как роман является художественным, а не документальным произведением, то мало имеет значения, подлинные ли факты использует автор в биографии героев, многие из которых исторические персонажи. Возможные неточности их биографий (хотя роман и максимально приближен к истории правления фараона Эхнатона) сполна окупаются созданной в книге правдивой атмосферой данного исторического периода, любовью к деталям, вплоть до подробного описания костюмов, интерьеров, традиций, обычаев, праздников, ритуалов. Надо было поистине стать египтологом, чтобы погрузить читателя в этот необычный и малознакомый нам мир.
Всякая книга, основанная на исторических фактах, пусть даже и включающая догадки и мифы, должна каким-то образом соотноситься с актуальностью. Что общего между современностью и теми древними народами, которые исчезли с лица земли?
Актуальность романа заключается в проведении некоторых параллелей социального характера. Например, в стремлении миссионеров преобразовать деморализованное общество, возродить веру народа в свет, просвещение, добро и любовь, указать путь развития и очищения души. Во многом эти ценности перекликаются с христианскими. Ведь цель миссионеров-атлантов заключалась не столько в приятном обустройстве общества в материальном мире (хотя и в этом тоже), сколько в помощи душам обрести дорогу в Солнечное Королевство. У христиан оно, по-видимому, олицетворяет рай.
Помимо неразгаданных тайн Атлантиды, которые еще предстоит разгадать человечеству при лучшем стечении обстоятельств, книга является прямым предупреждением всем нам: «Истинно, мы живем во времена Атлантиды! Но сейчас нужно запасаться не ковчегом, но аэропланом. И лучший аэроплан — это крылья духа!»
Надо отметить также, что роман талантливо иллюстрирован самим же автором — Александрой Петроградской.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД