Портал «Читальный зал» работает для русскоязычных читателей всего мира
 
Главная
Издатели
Главный редактор
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Архив
Отклики
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение








Зарубежные записки № 45, 2021

Тамара Жирмунская, "Никто не прав, никто не виноват", Избранное
М.: "Вест-Консалтинг", 2020


Книга "Никто не прав, никто не виноват" Тамары Жирмунской — книга произведений, выбранных автором для отражения сути своей поэзии. В книге много стихов о войне, которую автор пережила ребенком. В стихах, написанных в юности, ощущаются детскость, мечтательность, первые обиды на несправедливость жизни:

"… Я в круглосуточном саду.
За чаем жду.
Ночами жду.
Я жду родительского дня.
Всех любят — только не меня!
Одна
за толстыми дверьми
Стою.
Слезами щеки мажу.
— Конфетку, девочка, возьми.
Дай поцелую за мамашу! —

Я не хочу, я не хочу,
Чтоб мне из жалости дарили!.."
А вот уже девичьи игривость и озорство юности:
"— Кумекаешь, о чем?
— Кумекаю, о чем!
Сидим к плечу плечом, не ссоримся.
Сестренка шепотком:
— Гуляла с мужиком,
А все они, а все они без совести!

И на ухо мне — ой,
Секрет такой смешной…
Врунишка, хулиганка, безобразница!
Какая чепуха!
Мы обе: — Ха-ха-ха —
(Отвергнуть, осмеять, обезопаситься.)"

Меня поразило, что Тамара Жирмунская так тонко и умело выловила и отразила тему "В двадцатом веке нужно быть мужчиной" (строчка из стихотворения автора). Она актуальна и колюча до сих пор. Самая настоящая женская тема. Например, стихотворение "У меня сегодня нету дел…" как раз об этом. В стихотворении нет оригинальных рифм, разве что дел — дев, но без этой простоты, легкой иронии и грустного смирения стихотворение не получилось бы таким душевным:

"У меня сегодня нету дел.
Двадцать пять мне нынче, двадцать пять.
Набираю телефоны старых дев.
Приглашаю их немножко погулять";
"Это можно ведь сойти с ума,
Если все сама, сама, сама.
Хочется,
чтоб кто-то был сильней,
Хочется,
чтоб кто-то был умней,
Чтобы он — рукой по волосам,
Чтобы он, как маленькой:
— Я сам!"

Я заметила, что многие ранние произведения в книге (в частности, в цикле "Район моей любви") написаны как детские стихи. Часто рифмуются междометия: смешной — ой; чепуха — ха-ха-ха; потолок — ох; ау-у — на лбу. Иногда используется эллипсис (вместе с парной рифмовкой), который создает ощущение считалки, что характерно для детских стихов: валенком — о скребок/ шапкой — под потолок. Также детскость стихам придает оправданная художественным замыслом тавтология: ("Если все сама, сама, сама"); ("Хочется, чтоб кто-то был сильней,/ Хочется, чтоб кто-то был умней"); ("Чтобы он — рукой по волосам,/ Чтобы он, как маленькой: — Я сам!"). И возникает свой стиль — яркий, оригинальный, где открытость и незащищенность лирической героини перекликаются с легкостью и непринужденностью слога. Даже в стихотворениях на тяжелые темы.
Вернусь к лирике Тамары Жирмунской. Вот фрагмент стихотворения из цикла "Забота":

Мне говорят:
— Зачем тебе соваться? —
Я говорю:
— Какое ваше дело?.. —
Дай бог мне быть мужчиной, не сорваться,
Не выдать, как мне это надоело.

Здесь уже ощущается твердость и нажим поэтического высказывания, рифмы запоминающиеся и точные: соваться — сорваться; дело — надоело.
Приведу несколько строк (для меня уже афоризмов) Тамары Жирмунской, которые мне запомнились:

Неразделенная любовь!
Делили, да не разделили.

Суть любви, почти как суть привала,
в том, чтоб отдышаться на бегу.

Нет кабинета у поэта.

Я называю черным белое,
ведь мне не то сказать хотелось.

Тамара Жирмунская — выдающийся мастер версификации. Поэт и мастер.
Из цикла "Грибное место" не могу не отметить следуюшие рифмы:
Соки — скобки; оркестр — окрест; мараю — ранью; азы — язык; ни петь я — долголетья.
Оригинально, ярко, в духе поэзии шестидесятников.
А закончить рецензию я хочу стихотворением из блока "Киви":

Красота красуется,
суета тусуется,
слепота выискивает,
пустота витийствует,
чистота подрагивает,
мелкота поддакивает,
лимита расталкивает,
правота помалкивает.

В этом стихотворении философская тема жизни облечена в легкую, детскую форму считалки. Фольклор стал живительной основой поэзии Тамары Жирмунской.
Рано повзрослев, она сумела сохранить силу и свежесть чувств в течение всей жизни. И самое главное — создала свой поэтический мир, который открыт для всех.

Полина ГОРОДЕЦКАЯ,
ученица 10 Ва класса
московской школы №1234

Яндекс.Метрика