Евгений Степанов, «Прикосновение» (книга верлибров)
Москва, Омск: Издательство «Вест-Консалтинг», Фонд Олега Чертова, 2018 Пианистическое туше, нежное прикосновение к черно-белым клавишам слов:
ничто
или нечто главный и наивный вопрос ускользающей жизни Не потому ли названа книга верлибров Евгения Степанова «Прикосновение»?
Верлибры музыкальны — вдруг покажется: серебряный клавесин звучит на заднем плане, а здесь — нечто от звука позабытой, такой красивой, напоминающий фантастический древесный плод, лютни… Метафизика и музыка, соединяясь причудливо, выстраивают лесенки слов, спускаясь по которым в глубины смысла, непроизвольно сопоставляешь свой опыт с опытом поэта, предлагающего откровения без рифм: небо
человек и небо человек и человек человек и животное человек и вода человек и дерево человек и трава человек и земля человек и огонь человек и камень человек и небо небо Круг единства, соединенность всего со всем, камень, своеобразно представляющий небо, и огонь, много говорящий о человеке, видящем его…
Метафизика музыкальна сама по себе, и снова вспоминается пианистическое туше. Потом поэт зажигает огни иронии, исследуя собственную жизненную ситуацию и соединяя с ней проблемы некоммуникабельности — столь естественные в современном атомизированном мире: Я говорю по-английски плохо
Но меня все понимают Я говорю по-французски плохо Но меня все понимают Я говорю по-немецки плохо Но меня все понимают Я говорю по-украински плохо Но меня все понимают Я говорю по-болгарски плохо Но меня все понимают Я вроде бы неплохо говорю по-русски И даже преподаю стилистику в одном престижном вузе Но меня понимают всего несколько человек Хотя… если вдуматься: несколько человек — это много.
Может, даже очень; ведь каждый — бездна в телесной оболочке, просто бездны бывают разного объема. Богоощущение, на мой взгляд, интереснее богословских мудростей, часто только затуманивающих смысл, и Евгений Степанов, отправляя в мир такие стихи, заставляет задуматься об этом: Старцы — я знаю —
Никогда не уходили из Оптиной Христос — я знаю — не покинул землю Второго пришествия ждать не стоит Оно уже произошло Интересны города, представляемые поэтом, или части их: Нижний Новгород, Чикаго, Нью-Йорк, Манхэттен, город на Неве; интересны, увидены через собственные окуляры; города, смешивающие великое и ничтожное…
Интересно и просто данное ощущение всеобщности — через предметность мира, такую знакомую всем: В этом старом чикагском доме
так по-русски скрипят половицы. «Прикосновение» звучит нежно, мудро и таинственно, будоража мысль, склонную к косности, заставляя чувства работать на новых оборотах.
Александр БАЛТИН
|