Сергей Попов, «Прямая наводка»
М.: Библиотека журнала «Дети Ра», 2024 Новая книга известного поэта Сергея Попова «Прямая наводка» состоит из следующих шести разделов: «Лукавая буква», «Никотиновая любовь», «Оголтелая луна», «Ход конем», «Люди, звери, острова», «Страшно сказать». Каждый раздел состоит из семи-девяти стихотворений.
Наиболее интересным мне показался финальный раздел книги — «Страшно сказать». В одном из лучших стихотворений этого раздела Сергей Попов размышляет о вопросах творчества, о человеческой судьбе. Автор констатирует противоборство человека и языка: Страшно сказать и забавно смотреть,
как пререкаются слово и плоть. Небокопченья последняя треть всякую чушь подвигает молоть. Поэт вынужден заговаривать пустоту даже тогда, когда, казалось бы, все уже сказано и нет необходимости писать, чтобы сообщить нечто внятное на рационально-обыденном уровне. Пусть это будет едва разборчивое бормотание, но убийственная тишина не оставляет поэту выбора:
сказано все — отдыхай да толстей,
но тишина пробирает насквозь. И чтоб не выдалось раны сквозной, крови несметной, дурацкой беды, необходимо и в холод, и в зной новый объем выдавать лабуды. Сергей Попов как бы встает на точку зрения обывателя и называет чушью и лабудой то, что для определенного рода поэтов, в том числе и для самого автора книги, дороже «времен и падежей», то самое заговаривание, бормотание:
…по зазимкам пустую печаль
испепеляют ля-ля тополя Эти ля-ля тополя — «банальности» «Песен без слов» Анненского, о которых писал Георгий Иванов:
Все банальности «песен без слов»,
То, что Анненский жадно любил, То, чего не терпел Гумилёв Финал стихотворения подытоживает размышления Сергея Попова о собственной судьбе, вывод довольно суров:
Жидкая россыпь подержанных роз,
зимней отчизною брошенных в гроб. Этот вывод отсылает нас к куда более оптимистичным строкам Игоря Северянина:
Как хороши, как свежи будут розы
Моей страной мне брошенные в гроб! В книге Сергея Попова много бойких и афористичных строк, в них поэт с утвердительной интонацией являет свои взгляды на человеческую жизнь и мироустройство. Подобные сентенции встречаются на протяжении всей поэтической книги и характеризуют философичный характер представленной лирики, а за счет своего ритмико-интонационного построения они легко остаются в памяти:
Но правоту нести как знамя
легко у неба на виду – ее материя сквозная не подответственна суду. * * * …наука прошлого сторониться одолима хуже иных на свете. * * * …на соблазнительной планете от сумы рукою до тюрьмы. Но лирика Сергея Попова не исчерпывается подобной глубокой философичностью, она также наполнена истинной поэтической красотой, в которую, по моим ощущениям, автор вкладывает всю свою душу:
По пятам запальчивого смеха
со слезами-вспышками внахлест бродит неуступчивое эхо средь опавших к заморозкам звезд. Павел ЩЕРБАКОВ
|