![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Наталья КРОФТС
О ДЕЛАХ ПОЭТИЧЕСКИХ
Ars Poetica Я ослеп. Измучился. Промок.
Я кричу из этой затхлой бездны. Господи, я тоже чей-то бог, заплутавший, плачущий, небесный. Вот бумага. Стол. Перо и рок. Я. (больной, седой и неизвестный) Но умру — и дайте только срок, дайте строк — и я еще воскресну. Сицилийское
Среди столиков траттории,
развлекая оплывших фей, распевает «Аве, Мария» постаревший больной Орфей. Пар почтительно встал над мокко, да сирокко несет трофей — дань Магриба, пески Марокко — чтобы их осенил Орфей. Словно в сказке, со всей Катании собрались — не пройти к кафе — почитатели: меж котами и голубями поет Орфей. Что же люди? Жует упрямо и равнодушно вокруг народ. Лишь — съедаема — рыба пряная Восхищенно открыла рот. Плач менады
Орфей был растерзан фракийскими менадами
Блуждать по лесам, как звери,
да в чаши доить мехи. Я даже себе не верю, но верю в твои стихи. Борей, предсказав потерю, все плакал, не утихал. Себе я давно не верю, но верю твоим стихам. Шалея от темпа, ритма, от сердцебиенья слов, тебе сотворим молитву, а после — устроим лов. В экстазе, в безумстве страсти кровавый возьмем трофей — певца разорвем на части — ты будешь моим, Орфей. Кружатся вокруг менады, стремительны и лихи. Не плачьте о нем. Не надо. Остались — его стихи. О любимом
Есть строки — в суматохе наших дней,
из года в год, чем старе тем верней, чем старе, тем любимей и нужнее. Смешная страсть. Но с нею я не смею и — знаешь? — не желаю совладать. Годами мне по томику гадать: вот свечи, я угадываю строчку по шелесту страницы — по глоточку смакую терпковатый привкус слов, как пенье птиц — коварный птицелов. Ты на меня досадуешь, мой брат: «Кого ж сегодня Реквием тревожит?! Все это вздор. Важнее во сто крат быть в наши дни практичнее и строже. К чему нам блажь умолкнувших повес? Что нам чума? Свирепствует прогресс! Нам Мефистофель — детская игра…» …А я твержу: «Пора мой друг, пора…» Историческая фантазия
— Да что ж ты не играешь? Глянь-ка: звери.
Пошиты как! Красавцы, как один! — Ой, нянюшка, кто это там у двери? — То к батюшке какой-то господин. Свет-Сашенька, тебе пора ложиться. Уж поздно. Что ж ты, ангел, весь в слезах?! — Меня тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах. — Ах, батюшки! Мой светик незакатный! Ты заболел! Вон, лобик как горит! — Нет-нет! Беги, узнай, кто этот, статный, Что с дядюшкой о чем-то говорит. Да что за наважденье? Нет ответа. Он видит бунт и лиц кровавых ряд… — Ах, нянюшка, ну кто же, кто же это? — Да, Карамзин какой-то, говорят. ....................................................... Сергей Львович много лет спустя будет настаивать, что маленький Александр Сергеевич при появлении Карамзина оставлял игрушки и не спускал с гостя глаз.
Н. Эйдельман «Последний летописец»
* * *
«Подать сюда шута! Пусть почитает:
Он лихо врет в стихах из хитрых фраз. Он где-то там витает — и сплетает В два счета презабавнейший рассказ!» И вот он, шут. Под шум и громы смеха Он вам споет про целый божий свет. А пир гудит — вовсю идет потеха. И кость в награду бросят: ешь, поэт. Он поплетется, грязными руками Прижавши кость к болезненной груди. И сядет в уголке, на твердый камень, Жуя свой приз… Покой. Огонь гудит. Он кость свою доест и затаится, Прикрыв глаза, почти полуживой… И видит шут: свободен он, как птица, Несется ввысь дорожкой лучевой. Он видит землю, без конца и края, Он видит тайны недр и бытия, Он, как хозяин, настежь двери рая Распахивает: «Ждете? Вот он, я!» И по вселенной — царственной походкой. Он счастлив, как ребенок… как творец. Так жутко возвращенье. Кость. Чахотка. Потух очаг. Зима. Чужой дворец… Последняя ночь
В. С.
«Заткните же его!» — кричат соседи.
Ты снова воешь. Вон она, черта. Там — пустота. По ней бредешь — и бредишь. И ты уже не пишешь ни черта. На этот раз все будет без Дантеса. Ты сам — и жертва, и антигерой. Пророк и бес, философ и повеса, Заколот не кинжалом, а иглой. Опять, ломая кости, колобродит По-босховски зловеще круговерть. И жизнь по капле от тебя уходит — А ты по капле покупаешь смерть. «Заткните же его!» Россия взвоет, От новости — и горя — вне себя. Три сорок. Ночь… Ты, наконец, спокоен. День новый — будет. Только без тебя. * * *
Ты читаешь стихи,
останавливаясь, чтобы объяснить непонятное слово, жаргон или точку на карте… И — осколком — блеснет: Бен Ехуда, Блю Риббон, Маккарти… Только, знаешь — не надо. Оставь мне непонятый штрих, и, притихнув — как в снежном буране — бреду через стих и ловлю на лету — и молюсь, чтобы он не утих, ощущая хрустальную хрусткость холодного града на губах. На твоих. И моих. Не объясняй ничего. Не надо. Поэт эпохи динозавров
Я — нефть. Я выжил. Я не сгнил
среди поклонников и лавров. Пройдя свозь тысячи горнил, я стал живучее чернил — поэт эпохи динозавров. Я — нефть. Я — золото. Я — власть. Я снова пробуждаю страсть — певец покойный. Как миллиарды лет назад, взрываюсь, превращая в ад мирок спокойный. Я — нефть. Я — топливо. Я — снедь. Меня опять сжирает пламя. И, птеродактильно дыша, моя крылатая душа кружит над вами. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |